Главная » Уроки и полезная информация » УРОКИ ПО ФАНФИКАМ

Основные правила написания диалогов

Основные правила написания диалогов
  • Категория: УРОКИ ПО ФАНФИКАМ
  • Уровень: Отсутствует
  • Формат: Информация
  • Просмотры: 245
  • Комментарии: 0


Большинство авторов в своих произведениях используют диалоги, которые от прямой речи отличаются отсутствием кавычек и тем, что в диалогах каждая реплика начинается с нового абзаца. Реплику в кавычках обычно используют для отображения мыслей героя. Существуют довольно строгие правила написания и того, и другого. Я потратила целый вечер, чтобы собрать всё, что в сети есть по этой теме, и кратко, максимально доходчиво изложить тут. Надеюсь, кому-то будет полезно.

Начну с пунктуации, то есть с того, какие знаки препинания следует использовать. Пару слов о терминах:

Реплика – фраза, которую произносят вслух или про себя персонажи.
Слова автора – фраза, содержащая атрибутивный глагол (сказал, ответил, спросил и т. д.) или заменяющее его словосочетание.

1. Диалоги без слов автора
Если в разговоре участвуют 2 человека, зачастую можно обойтись и без слов автора. Тогда перед репликой ставят тире (ниже я расскажу, где его взять, так как на клавиатуре такого значка нет, и многие обходятся дефисом, что не очень красит текст), затем пробел. В конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак, или же многоточие.

— Простите, это что?
— Модная стрижка…
— Этот кошмар вы называете модной стрижкой?!

2. Диалог со словами автора после реплики
Тут ситуация сложнее. Точка меняется на запятую, остальные знаки остаются неизменными. Далее идет пробел, затем тире, потом снова пробел и слова автора ВСЕГДА пишутся с маленькой буквы.

— Простите, это что? — спросила я.
— Модная стрижка, — уверенно ответила парикмахерша.
— Этот кошмар вы называете модной стрижкой?! — возмущенно возразила я.

3. Диалог со словами автора перед репликой
В этом случае после слов автора, которые в начале диалога обычно не выделяют абзацем, ставится двоеточие, затем с новой строки идет реплика. Фраза, относящаяся к следующей реплике, также должна начинаться с новой строки.

Я взглянула в зеркало и спросила:
— Простите, это что?
Парикмахерша уверенно ответила:
— Модная стрижка.

4. Слова автора внутри реплики
Это самое сложное. Именно тут делается большинство ошибок, потому что мы имеем больше вариантов. Основных вариантов два: слова автора разрывают предложение или слова автора находятся между предложениями. В обоих случаях реплика начинается так же, как и в примере «реплика – слова автора», то есть: тире, пробел, реплика, затем ставится запятая, пробел, тире, пробел и слова автора с маленькой буквы.  А вот дальше есть небольшие различия.

4.1. Слова автора внутри одного предложения реплики
В этом случае после слов автора ставится запятая и реплика, перед которой ставится тире,  продолжается с маленькой буквы.

– Бог с тобой, – сказал мечник, – но смотри, если хоть веточку сделаешь не так, пожалеешь.

4.2. Слова автора между предложениями
Здесь слова автора заканчиваются точкой, а реплика (после тире, конечно) начинается с большой буквы.

– Я зайду завтра вечером, –  пообещала она.  – Принесу тебе книгу.

Следующий вариант встречается редко, слова автора в этом случае чаще всего включают два атрибутивных глагола, и представляет собой сочетание вариантов «реплика – слова автора» и «слова автора – реплика», соединенных в одну структуру. В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире. Пишутся одной отдельной строкой.

— Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?

— Здравствуй, Михаил Прославович! – скороговоркой выпалил он, бросаясь к воину. И тут же добавил: – Пойдем, не хочу книгам учиться, хочу на мечах биться!

В литературе встречаются и другие, еще более сложные конструкции, но нам они, я думаю, ни к чему.
Прямая речь, которую мы используем, как правило, для передачи мысли персонажа, оформляется так же, только реплика выделяется кавычками, а тире перед ней не ставится. Если вы решили облечь в такую форму диалог, что допустимо, начинать каждую реплику с нового абзаца не нужно, весь разговор можно оформить в одном абзаце.

Рассмотрим несколько вариантов на примерах: так короче и нагляднее.

«Хоть бы эта пытка уже закончилась», — вздохнул про себя мальчик.

«Когда эта пытка уже закончится?» — вздохнул про себя мальчик.

Мальчик вздохнул про себя:  «Хоть бы эта пытка уже закончилась».

Мальчик вздохнул про себя:  «Когда эта пытка уже закончится?»

Мальчик выпрямился и подумал: «Когда эта пытка уже закончится?» — как вдруг всё стихло.

Обратите внимание, запятая и точка ставятся ЗА кавычками, а вопросительный (и восклицательный тоже) знак – ПЕРЕД кавычками.

Вот, пожалуй, и все, что нужно знать о пунктуационном оформлении. Обычно приводят схемы наподобие — П! — а. или А: «П», — а. Но я сама в них путаюсь, поэтому не стала этого делать. На примерах проще понять, мне кажется. Если надо, сами найдите в сети, но они, в основном, к прямой речи относятся.

Теперь по поводу самих диалогов. Опытные писатели советуют минимизировать слова автора, а также сами реплики. Убирать ненужные описания, удалять лишние неинформативные реплики, ненужные «украшательства» (это касается не только диалогов). Но это, конечно, дело автора. Лишь бы чувство меры не отказало.

Непрерывный диалог не должен быть слишком длинным, это замедляет развитие сюжета. Разговор героев подразумевает реальное течение времени, в целом же сюжет должен развиваться гораздо быстрее. Если продолжительный диалог так уж необходим, то его следует немного разбавить описаниями действий, эмоций героя и так далее.

Важно не засорять диалог фразами, которые не несут полезной для развития сюжета информации. Диалог должен звучать максимально естественно, нельзя использовать длинные многоэтажные предложения или выражения, не употребляемые в разговорной речи. Конечно, если этого не требует замысел автора. Самый простой способ контроля естественности – чтение вслух. Вычурные слова и длинноты будут резать слух, а глазом их можно и не заметить (это тоже касается не только диалогов).

Еще одна ошибка – излишнее или однообразное употребление атрибутивных глаголов. По возможности убирайте авторские комментарии в диалогах: «сказал он», «произнесла она» и так далее. Если и так понятно, кто что говорит, убираем, не раздумывая!

Не стоит повторять одинаковые атрибутивные глаголы (он сказал, она сказала, он спросил, она ответила), можно вместо атрибутивного глагола найти  фразу, которая будет описывать действие героя, а потом — его реплику. Синонимов к слову «сказал», несущих различные эмоциональные оттенки, существует великое множество.[/b]

Нужно отличать атрибуцию от основного текста. Если атрибутивного глагола или заменяющего его слова нет, это просто текст, и оформляется он отдельной от реплики строкой.

– Ну я пошел, –  мальчик отвернулся и побрел прочь.

Это неправильно, так как фраза, стоящая после реплики НЕ является атрибутивной. Правильно сделать так:

– Ну я пошел.
Мальчик отвернулся и побрел прочь.

А теперь о том, откуда же брать красивенькие длинненькие тире, которых нет на клавиатуре.
Я как-то проводила опрос на эту тему; из 16 человек, которые добросовестно используют в своих работах тире, 11 просто копируют его из какого-либо текста и вставляют в нужное место. Я тоже так делала, это быстрее, чем использовать схему буква-пробел-дефис-пробел-буква-пробел, при которой в Ворде автоматически дефис преобразуется в тире. Но теперь у меня есть компьютерная клава с цифровым блоком. На нем обычное тире получается сочетанием Ctrl и минуса в верхнем правом углу, а длинное, именно его мы применяем в прямой речи – сочетанием Ctrl-Alt-минус. Есть и другие способы, но они сложнее, на мой взгляд.
Согласитесь, что важность и нужность раздела с уроками и многочисленной полезной информацией очень велика! В любом случае, для создания качественной работы, будь то арт, видео, стихотворение или фанфик, одного таланта мало. Рождению хорошей работы всегда способствуют знания и навыки.
Мы надеемся, что урок Основные правила написания диалогов размещеный в разделе УРОКИ ПО ФАНФИКАМ был вам полезен!

Если у вас есть свои авторские уроки или немного времени и желания помочь в наполнении этого раздела, мы будем очень рады!


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
 
 
Обсуждение материалов
Автор Aerith в посте:
Анимация огня в фотошопе
Комментарий:
Вот, оставлю и тут то, что у меня получилось. Пришлось очень сильно сжать в размере, чтобы подогнать под 500 kb

Автор Aerith в посте:
Анимация огня в фотошопе
Комментарий:
Оооо, супер! Нужно попробовать! Спасибо за находку. zvetok
Автор Aerith в посте:
Обработка арта в черно-белом варианте
Комментарий:
Цитата Мариночка;1 ()
Настенька, спасибо! Я и не знала про уменьшение шума и про масляную краску. Смотрится отлично! Буду пробовать! Еще раз    что поделились навыками!
Спасибо за отзыв, мне приятно, что урок вам чем-то помог.
Автор Мариночка в посте:
Обработка арта в черно-белом варианте
Комментарий:
Настенька, спасибо! Я и не знала про уменьшение шума и про масляную краску. Смотрится отлично! Буду пробовать! Еще раз  cpacibo1  что поделились навыками!  zvetok
Автор VS в посте:
Фотошоп. Наставления новичку.
Комментарий:
Не предполагала, что данная статья перекочует сюда и я вообще ее когда-нибудь еще увижу! Спасибо!

Цитата Aerith;1 ()
Интересная статейка!) С юмором и все четко!
Спасибо!

Цитата Aerith;1 ()
То есть, не придерживаюсь почти всех правил о которых вы написали.
Я сама не редко грешу :D 
Никогда не знаешь куда понесет тебя вдохновение и по каким фильтрам рука начет непроизвольно клацать.
Автор 4istoe3oloto в посте:
Исходники. С чего начать? (Виддинг)
Комментарий:
Я уже говорила раньше спасибо за эту статью, и хочу сказать еще раз! Марин, огромное спасибо! zvetok
Автор 4istoe3oloto в посте:
Keeper
Комментарий:
Цитата Aerith;1 ()
Ого, как круто! Завидую оленю)) Так его обработали шикарно! Очень понравилось смотреть как прорисовывают свет на "рогах" и самом олене. Невероятно полезно! Спасибо огромное!
Очень рада, что вам понравилось! 0:) Постараюсь подыскать еще видео в которых можно рассмотреть фишки и работу автора. Подобных видео много, но не во всех можно хоть что-либо рассмотреть. Многие настолько увеличивают скорость, что просмотр становиться просто бесполезным. Спасибо за комментарий!
Автор Aerith в посте:
Фотошоп. Наставления новичку.
Комментарий:
Интересная статейка!) С юмором и все четко! Я во многом с вами согласна. Только вот сама никогда не пробовала что-то кроме фан-арта. То есть, не придерживаюсь почти всех правил о которых вы написали. Но, если вдруг мне захочется сделать что-то сложнее, обязательно учту ваши советы!  pupper
 
Публикации фанзоны
Видео "Hiding place" PG
Автор: ApriL
Фандом: Люди будущего (англ. The Tomorrow People)
Просмотров: 928
Комментариев: 7

Видео "Unstoppable "
Автор: Margarita_Life
Фандом: Доктор Кто (англ. Doctor Who), Первый мститель: Др...
Просмотров: 803
Комментариев: 11

Видео "Somebody "
Автор: Margarita_Life
Фандом: Шерлок BBC (англ. Sherlock BBC);
Просмотров: 600
Комментариев: 2

 
Статистика
Яндекс.Метрика